30 апреля в Великую субботу – день накануне Пасхи – тысячи калужан и жителей области поспешили в храмы освятить куличи.
В Свято-Троицком Лютиковом монастыре в с. Корекозево Перемышльского района Калужской Епархии собрались многочисленные жители села и близлежащих деревень, для которых это событие стало поистине праздничным. После долгих лет разрухи на святом месте верующие вновь смогли почувствовать не только ликующую радость приближающегося праздника, но и радость о возрождении святой обители.
У часовни на территории восстанавливающего монастыря были установлены два ряда столов. Под пение радостного пасхального тропаря «Когда Ты снизошел к смерти, о Бессмертная Жизнь» настоятель иеромонах Зосима (Ветров) совершил освящение куличей.
Отметим, что в этот день люди уносили с собой не только освященные куличи, но и радостное пасхальное настроение.
Также, в день Великой Субботы иеромонах Зосима (Ветров) совершил освящение куличей в храме святого Пророка Божия Илии в с. Рыченки Перемышльского района Калужской Епархии.
В день Великой Субботы все верующие имели возможность не только освятить куличи и яйца, но и приложиться к Плащанице Господа Нашего Иисуса Христа. В этот день мы как бы сами находимся у гроба Господня и можем ощутить острое мгновение Богооставленности, которое сразу же «опровергается» предпасхальной радостью: ад повержен, Господь восторжествовал.
Творожная пасха (в Требнике – «млеко огустевшее», то есть творог) имеет форму усеченной пирамиды, что символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения Христова. Поэтому на верхней стороне должны быть буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!». На боковых сторонах пасочницы (формы) по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Господа нашего Иисуса Христа. По древнему преданию, Господь Иисус Христос после Своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб. Постепенно появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос»). Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы. Артос освящается в каждом храме по окончании ночной пасхальной Литургии. В течение всей Светлой седмицы артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу после благословения раздается верующим. Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким стал кулич (от греч. kollikion – круглый хлеб) – высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Слово это вошло в европейские языки: kulich (исп.), koulitch (фр.). Имея во время пасхальной трапезы на столе кулич, мы имеем упование, что и в нашем доме невидимо присутствует воскресший Господь.
По легенде, этот обычай восходит к временам древнего Рима, когда Мария Магдалина подарила императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа. Император не поверил в истинность Воскресения и сказал буквально, что «как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают». В тот же миг яйцо стало красным. Поэтому пасхальные яйца изначально красились в красный цвет. А потом появились «писанки»- художественно оформленные яйца. Одним из главных символов праздника является яйцо. Начиная с четверга, красили, расписывали яйца. На Руси был обычай всеобщего целования. В гости брали с собой крашеное яичко. После приветствия “Христос воскресе” – “Воистину воскресе” трижды целовались и одаривали друг друга яйцами. Этот обычай христосования и одаривания яйцами является отличительной особенностью русской Пасхи.